помощь морякам работа для моряков морской английский морские узлы морские фото морской форум программы трудоустройство моряков работа морская крюинговые агентства украина россия крюинг матрос круинги плавсостав.

Вернуться в раздел Управление судном


ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТЫХ РЕЙДАХ

ОСОБЕННОСТИ РЕЙДОВЫХ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПОДГОТОВКА К НИМ

 

РАССТАНОВКА ПЛАВСРЕДСТВ У БОРТА СУДНА

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ПЛАВСРЕДСТВАМИ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПОГОДЫ

 

ПЕРЕГРУЗКА ГРУЗОВ НА РЕЙДАХ И В ОТКРЫТОМ МОРЕ

 

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ВО ЛЬДАХ

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕЙДОВЫХ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПОДГОТОВКА К НИМ

 

Морские суда доставляют грузы не только в оборудованные порты, но и в районы побережий, где грузовые операции приходится вести на открытых рейдах (например, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке).

Под открытым рейдом понимается акватория, пригодная для стоянки судов на якоре только при определенных условиях и не защищенная от воздействия ветра и волнения. Здесь производится выгрузка с последующей доставкой грузов в портпункты, расположенные на необорудованном берегу.

На рейдах у отлогих берегов глубины, пригодные для стоянки судов на якоре, находятся на значительном расстоянии от берега. Плавсредствам, участвующим в грузовых операциях, приходится совершать большие пробеги до судна и обратно. Это снижает темпы грузовых работ и удлиняет время стоянки судна.

Рейдовые портпункты нередко располагаются на реках, впадающих в море. Убежища для плавсредств, причалы для их погрузки и разгрузки сооружают в устьях рек или лагунах. Вывод плавсредств в море и ввод их в портпункт обычно связаны с прохождением мелководного бара и возможны только при отсутствии волнения.

Акватория открытых рейдов у скалистых берегов обычно небольшая. Глубины, при которых возможна постановка судна на якорь, проходят узкой полосой вблизи берега. Дно каменистое, неровное. Якоря держат плохо. При усилении ветра судно начинает дрейфовать, немедленно прекращает грузовые операции и уходит в море.

 

Все это обусловливает особенности погрузки и выгрузки; так при рейдовых грузовых операциях:

 

  • работа судна зависит от гидрометеорологических условий ,и оно должно быть постоянно готово с ухудшением погоды сняться с якоря и уйти в море;
  • для обеспечения погрузки и выгрузки судна требуются плавсредства, судовые грузовые устройства и участие судового экипажа в работах;
  • в замерзающих морях могут возникать затруднения из-за беспрерывно меняющейся ледовой обстановки, дрейфующий лед нередко заставляет судно менять якорную стоянку или не становиться на якорь, а выгрузку вести в дрейфе или даже на ходу, уклоняясь от дрейфующих льдин;
  • нельзя допускать чрезмерного дифферента или крена судна, нельзя сразу снимать найтовы со всего палубного груза, так как судно должно быть готово с ухудшением погоды немедлено уйти в море.

Подготовка судна к рейдовым операциям проводится заранее, еще в порту отправления; она включает в себя:

  • проверку корпуса судна, якорного, рулевого, швартовного и грузового устройств;
  • приобретение нужного количества тросов для швартовки плавсредств и для бакштовов, кранцев, грузового инвентаря (сеток, стропов, блоков, храпцов, грузовых площадок, грейферов и средств освещения мест грузовых операций);
  • получение плавсредств, тракторов, специальных контейнеров и другой необходимой перегрузочной техники;
  • организацию рабочих бригад из числа членов экипажа.

Особое внимание обращают на загрузку трюмов. Расположение груза в трюмах должно соответствовать порядку захода судна в пункты назначения, поскольку, как правило, при следовании судов на побережья назначается не один, а несколько пунктов выгрузки и погрузки. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность выгрузки и погрузки грузов на рейдах широким фронтом (т.е. на несколько трюмов) и без ухудшения мореходных качеств судна (не допускать чрезмерного дифферента, крена, излишней загроможденности палубы, незакрепленного палубного груза).

На подходе к рейду, если погода благоприятна и позволяет выполнять грузовые операции, вооружают и устанавливают в рабочее положение грузовые стрелы или краны и приступают к раскреплению той части палубного груза, которую будут выгружать сразу с приходом на рейд.

После отдачи якоря на рейде судно готовят для приема береговых плавсредств. Для этого развешивают по бортам кранцы, готовят штормтрапы, возле которых устанавливают спасательные круги, готовят бросательные концы для приема швартовов с рейдовых плавсредств, а также швартовы на случай подачи их на плавсредства и бурундуки — тросы, которые проводят вдоль борта от носа до кормы судна и прихватывают серьгами, чтобы они были всегда над водой. Бурундуки используются плавсредствами при швартовке к борту судна. Если доставка грузов предполагается с помощью судовых плавсредств, то их спускают на воду.

РАССТАНОВКА ПЛАВСРЕДСТВ У БОРТА СУДНА

Способы расстановки плавсредств у борта судна. От правильности расстановки плавсредства у борта судна во время грузовых операций на открытых рейдах зависят эффективность грузовых операций и безопасность плавсредств. Выбор того или иного способа расстановки зависит от многих факторов, в том числе от размеров судна и плавсредств, условий погоды, рода выгружаемого груза, необходимости равномерной разгрузки трюмов. Наиболее безопасна и удобна стоянка плавсредств в средней части судна и наиболее неудобна — в его оконечностях.

 

Имеется несколько вариантов расстановки плавсредств у борта судна: расстановка в шахматном порядке, расстановка барж вдоль одного подветренного борта судна и расстановка по одной на 2 люка.

 

Может быть осуществлена комбинация этих способов.

 

Расстановка в шахматном порядке является наиболее рациональной и позволяет проводить равномерную выгрузку из всех трюмов. При такой расстановке имеется достаточное пространство для перемещения барж на швартовах вдоль борта с целью укладки груза в нужное место на барже.

Расстановка барж с одного подветренного борта применяется при наличии ветра и волнения. Как показывает практика, при умеренном ветре и волнении, когда грузовые операции еще можно выполнять, груженое судно на якоре занимает промежуточное положение по отношению к ветру и волне и зачастую так, что нос его немного уваливается под ветер и корпус судна может в некоторой степени защищать плавсредства от воздействия волны.Этот же вариант расстановки применяется при грузовых операциях во время стоянки судна на шпринге.

Расстановка барж по одной на 2 люка либо с одного, либо с обоих боргов судна применяется в случае, если баржи имеют большие размеры. Баржи, подведенные к борту и ожидающие своей очереди для погрузки или ожидающие катер для отвода их от борта, швартуются лагом к баржам (если нет места непосредственно у борта), находящимся под грузовыми операциями, или держатся на бакштове.

 

 

Швартовы плавсредств, ошвартованных лагом к другим плавсредствам, следует подавать непосредственно на судно. Такой способ крепления швартовных тросов позволяет быстро отводить от борта обработанное плавсредство и на его место устанавливать другое без помощи катеров.

Как правило, для швартовки плавсредств (как судовых, так и принадлежащих порту) используют швартовные тросы судна, которые подают непосредственно с верхней палубы судна. Такие тросы разносят заранее по борту у каждого грузового люка. Чтобы удобнее было работать тросом при ошвартовке плавсредства, конец его (огон) подвешивают на наружном борту судна с помощью растительного проводника. Когда плавсредство подводят катером к борту судна, вахтенный матрос потравливает проводник с тросом на необходимую длину и швартов попадает на палубу плавсредства, где его крепят на кнехты. Длину швартова регулируют с помощью брашпиля (на баке) или шпиля или лебедки (на корме).

Чтобы обезопасить судно от повреждений при стоянке барж у борта, необходимо применять массивные и надежные кранцы. В практике рейдовых работ находят применение твердые кранцы, подвешиваемые на стальных тросах (обрезки бревен), плавучие деревянные кранцы, кранцы из старых растительных тросов, из автомобильных покрышек, а также плавучие резиновые кранцы.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ПЛАВСРЕДСТВАМИ

При организации перегрузочных работ на открытом рейде капитан судна обязан принять все зависящие от него меры по обеспечению их безопасности. Место стоянки судна выбирают, учитывая возможность его укрытия от ветра и дрейфующих льдов. Для уменьшения волнения у борта судна следует использовать постановку судна на якорь и шпринг.

Решение о спуске плавсредств принимает капитан. Разрешение на подход плавсредств к борту дает (и в дальнейшем ведет за ними общее наблюдение) вахтенный помощник капитана. Выделенные для работ плавсредства должны иметь необходимые документы Регистра РФ. Перед приемкой на судно администрация должна их осмотреть, чтобы убедиться в исправности закрытия аппарелей, наличии спасательных, радиотехнических и навигационных средств.

В местах приема плавсредств под грузовые операции на палубе должны находиться готовые к применению швартовные и бросательные концы, штормтрапы. На случай падения человека за борт по обоим бортам судна должны быть вывешены на видном месте спасательные круги (не менее двух на каждом борту) с бросательными концами длиной не менее 27,5 м и люстры. Одна из моторных шлюпок должна быть наготове как дежурная.

Швартующиеся к борту плавсредства крепят швартовными концами так, чтобы конец мог быть отдан в любой момент без особых усилий и без применения какого-либо инструмента. Крепить плавсредства за трапы запрещается. Швартовные концы на борту судна нужно крепить как можно дальше в нос и корму. Не допускается крепить швартовные тросы огонами на кнехтах. Для наблюдения за швартовами и кранцами должен быть выделен вахтенный матрос.

Каждая баржа должна иметь не менее шести белых фальшфейеров для возможности подачи сигнала ночью и должна иметь прямую радиосвязь с судном. На всех плавсредствах должна быть постоянная команда. Экипажи судов-снабженцев и дополнительный штат рабочих, используемых на выгрузке и погрузке этих судов, должны быть обеспечены спецодеждой и спецобувью применительно к условиям района плавания.

Капитан судна, приняв на судно самоходные баржи, издает приказ по судну о назначении на них старшин из числа помощников капитана, учившихся на курсах по подготовке старшин барж. После распределения обязанностей между будущими командами капитан проводит инструктивные занятия с ними и командным составом судна, на которых знакомит с особенностями работы в плановых пунктах захода, с мерами предосторожности при плавании во льдах, с влиянием ветрового режима на ледовые условия.

При передвижении баржи от судна к берегу надлежит соблюдать все действующие правила и инструкции, определяющие подход к берегу. Перед началом работ в каждом пункте старшинам барж необходимо объяснить относительное расположение судна и берега, наличие и расположение стамух и других ориентиров, согласовывать порядок радиосвязи, световой и звуковой сигнализации, договориться о действиях в случае ухудшения видимости, подхода и дрейфа льдов, начала шторма.

Первый выезд на берег на самоходной барже в каждом пункте рейдовой разгрузки возглавляет старший помощник капитана. Пройдя с каждым старшиной и на каждой барже в прямом и обратном направлениях, старший помощник капитана проверяет на ходу работоспособность и навыки людей, техническое состояние плавсредств, сверяет показания компасов барж с визуальным направлением при переходе к берегу и обратно. Во время этого рейса старший помощник капитана должен определить удобные и безопасные подходы к берегу и места для разгрузки барж, согласовав с грузополучателем порядок разгрузки, транспортировки и складирования грузов, взаимодействие самоходной техники и людей судна-снабженца и грузополучателя.

На баржах должен быть неприкосновенный запас провизии и пресной воды на 3 суток, достаточное количество топлива и воды и дополнительные простейшие средства для тушения пожара (огнетушитель, ведро, песок), а также спасательные средства (круги, жилеты) по числу находящихся на них людей.

В случае ухудшения видимости на рейде в пункте разгрузки вахтенный помощник немедленно докладывает об этом капитану, который принимает решение о продолжении или прекращении работы самоходных барж. Одновременно вахтенный помощник немедленно включает РЛС, связывается с самоходной баржей, чтобы осуществить ее проводку.

Старшина баржи в случае потери ориентировки прекращает всякое движение баржи, глушит мотор, дает ракету и слушает звуковые сигналы с судна или с берега и, выбрав нужное направление, докладывает по радио на судно о начале движения.

 

При работе самоходной баржи на зыби надо соблюдать следующие правила:

 

  • при перевозке заполненных контейнеров или тяжеловесных грузов их необходимо хорошо раскреплять или расклинивать, так как их смещение может привести к опрокидыванию баржи;
  • загруженным баржам не следует стоять у борта судна или маневрировать в непосредственной близости от него;
  • при швартовке необходимо избегать ударов рампой о борт судна;
  • если работа у борта судна возможна, а на берегу сохраняется накат, допускается вытаскивать баржи тракторами на берег, разгружать их и потом сталкивать в воду (к подобному методу можно прибегать лишь тогда, когда не предвидится улучшения погоды, груз не боится подмочки, а берег достаточно приглубый).

 

Командный состав судна должен обращать особое внимание на рабочее состояние рампы баржи. Во всех случаях при переходе от судна к берегу и обратно рампа баржи должна быть закрыта и обжата при помощи талрепов. В период выполнения грузовых операций в рейдовых пунктах перевозить рабочую бригаду с судна на берег и обратно на самоходной барже разрешается только на грузовой платформе с надетыми спасательными нагрудниками или жилетами.

Запрещается нахождение людей на палубе юта и в рубке. Перевозить рабочую бригаду на грузовой палубе самоходных барж можно только при отсутствии на ней груза.

Перевозка на барже автомобилей с загруженным кузовом запрещается. При транспортировке тяжеловесных грузов (тракторы, автомобили) на открытой барже во избежание опрокидывания допускается спаривать ее с другой самоходной баржей, отшвартованной лагом к первой.

Разгрузка самоходной техники, тяжеловесных грузов, груженых контейнеров, пакетов леса методом стаскивания на берег допускается при условии обязательной устойчивой посадки носовой части баржи на грунт. Для большей устойчивости баржи у берега рекомендуется работать двигателем на передний ход.

Вахтенный помощник капитана судна-снабженца ведет журнал работы барж, в котором записывает точное время отхода баржи к берегу и возвращения к борту, ее номер, фамилию старшины, примерное количество груза и т. п., а также время выезда и состав бригады для работы на берегу, ее возвращение, проводимые перед началом работ инструктажи.

Плавсредства, назначенные к приему тяжеловесных грузов, располагают у борта судна под грузовой стрелой так, чтобы выгружаемый груз сразу был установлен на предусмотренное ему место.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ПОГОДЫ

 

Для возможности выполнения грузовых операций при ветре и волнении применяется постановка судов на шпринг. В этом случае грузовые работы проводят с одного (подветренного) борта. При внезапном ухудшении погоды, когда возникает необходимость под­нять на борт плавсредства или обеспечить более благоприятное проведение завершающихся грузовых работ на одном борту судна, осуществляют его разворот с целью прикрытия плавсредств.

Маневрирование необходимо выполнять после проведения всех подготовительных работ по съемке судна с якоря и при обязательном присутствии на баке опытного помощника капитана. Плавсредства отводят от концевых трюмов к средней части судна. Грузовые операции временно приостанавливают. На плавсредства подают дополнительные швартовные концы.

Когда судно, придя на линию ветра, начнет зарыскивать в сторону отданного якоря, машине дают самый малый ход вперед и перекладывают руль в сторону движения. В дальнейшем судно с помощью машины и руля удерживают в таком положении, чтобы угол между диаметральной плоскостью и направлением ветра был 40— 60°, а якорная цепь не испытывала бы сильных рывков, и продолжают грузовые операции или осуществляют подъем плавсредств с подветренного борта.

 

Способы крепления плавсредств у оконечностей судна. При рейдовых грузовых операциях большое значение имеет выбор способа крепления плавсредств у оконечностей судна.

 

 

Развал бортов судна в носовой части и кормовой подзор не дают возможности нормально проводить грузовые операции уже при незначительном волнении моря. Швартовные тросы, идущие круто вверх с баржи на палубу судна, испытывают резкие рывки при неустойчивом состоянии плавсредств во время волнения или ветра. Усилия рывков порой достигают таких значений, что происходят повреждение корпуса судна или баржи и обрыв швартовных тросов.

 

Рассмотрим крепление плавсредств у носовой оконечности судна. Наиболее распространеным способом заведения швартовного конца с баржи, стоящей у носовой оконечности судна, является подача его таким образом, чтобы он огибал носовую часть судна и крепился на его противоположном борту. Однако когда этот вариант крепления троса не дает нужных результатов, а плавсредство испытывает значительную качку на волне, можно воспользоваться неотданным якорем судна, положив его брашпилем на грунт.

 

Носовой швартовный конец баржи заводят дуплинем за якорную цепь и затем потравливают до тех пор, пока плавсредство не выйдет в необходимое место под бортом судна. Этим достигается то, что баржа становится вразрез волне, что исключает рывки в швартовном устройстве. Иногда для крепления швартовных тросов баржи в носовой части судна заводят подкильный конец.

 

Широкое применение при рейдовых стоянках плавсредств у борта судна получили швартовные тросы со вставками из синтетического троса, которые играют роль амортизаторов при рывках. Такие тросы-пружины способны удерживать груженые плавсредства на волне, воспринимая значительные динамические усилия.

 

Рассмотрим крепление плавсредств у кормовой оконечности судна. Стоянка плавсредств у кормового подзора судна затрудняется с наступлением свежей погоды, и уже при незначительном волнении моря нужно прекращать грузовые операции, если не приняты необходимые срочные меры. Удобным вариантом для нормальной работы самоходных барж является их установка кормой против волны с одновременным удлинением швартовных тросов. Это объясняется тем, что более обтекаемая форма их кормы создает меньшее сопротивление волне. Средством, предотвращающим повреждение судна и плавсредства, является прекращение грузовых операций в кормовых трюмах и перевод плавсредств в среднюю часть судна или на бакштов.

 

 

При длительном воздействии умеренного ветра и волнения, когда грузовые операции все же необходимо проводить, можно воспользоваться вспомогательным якорем. Опущенный с кормы судна до грунта на прочном тросе, он будет служить хорошим амортизирующим устройством для заведения за него швартовных тросов плавсредства. Целесообразно одновременно с использованием этого устройства применять постановку самоходных барж кормой на ветер и волну. Некоторые современные суда уже имеют стационарные кормовые якоря, и, следовательно, их использование в условиях открытого рейда всегда имеет смысл.

Подход, отход, а также стоянка плавсредств у кормовых трюмов всегда связаны с риском повреждения винто-рулевого комплекса судна. Эта опасность тем больше, чем меньше судно загружено. Обеспечение безопасности достигается путем использования искусственных ограждений в виде брусьев (бревен), подвешенных на тросах с обоих бортов у оконечностей судна. Ночью такое устройство должно освещаться люстрой.

 

Дежурство катеров. При проведении грузовых операций на рейде с помощью несамоходных плавсредств предусматривается наличие дежурного катера у борта судна на случай внезапного усиления ветра, волнения или вынужденной срочной съемки с якоря. Оборачиваемость плавсредств регулируется таким образом, чтобы один катер был всегда в готовности у борта судна. Обычно катер отстаивается, швартуясь к плавсредствам или на бакштове у судна. Если такая постановка по каким-либо причинам невозможна то он выходит на ветер и ложится в дрейф, всегда готовый по сигналу с судна подойти к его борту и отвести к берегу либо поставить на якорь несамоходные плавсредства.

 

Проводка самоходных барж в условиях ограниченной видимости. Грузовые операции на открытых рейдах нередко проводят в условиях ограниченной видимости. Проводка плавсредств от судна до берега и обратно в этих условиях может осуществляться с помощью судового радиолокатора и УКВ радиостанции.

Перед отходом самоходной баржи от борта судна ее старшина получает на судне кальку, снятую с карты района стоянки судна на которой проложены курсы в направлении места выгрузки на берегу. Сличают показания компасов баржи и судна и рассчитывают ее курс отхода по компасу баржи. Уточняют порядок двусторонней радиосвязи во, время движения и на время нахождения ее у берега под грузовыми операциями. Устанавливают звуковые сигналы на случай потери связи по радио. Радиолокатор судна ориентируют «по норду». Визир экрана радиолокатора заранее устанавливают по пеленгу, ведущему баржу к месту выгрузки, и в дальнейшем движение баржи контролируют относительно него.

С первых минут отхода баржи от борта судна наблюдение ведут на шкале крупного масштаба для захвата цели и ориентации ее по курсу движения баржи. Убедившись, что баржа правильно следует в заданном направлении, радиолокатор переключают на шкалу более мелкого масштаба с тем, чтобы на экране была видна береговая черта. Информацию о движении передают старшине с судна по радио.

В случае внезапного прекращения связи по радио старшина баржи обязан немедленно остановить движение и следить за звуковыми сигналами, которые начнет подавать судно, и при дальнейшем движении руководствоваться ими. Когда баржи отстаиваются у берега, старшины барж выходят на связь с судном по радио по расписанию и начинают движение в сторону судна только после получения с судна разрешения.

При движении баржи к судну рекомендуется включать на судне интенсивное освещение и прожектор, луч которого направлять вверх. Это помогает старшине баржи лучше ориентироваться на обратном пути.

 

Обеспечение безопасности плавсредств при наступлении штормовой погоды.

 

При наступлении штормовой погоды грузовые операции на открытых рейдах прекращают. Баржи либо поднимают на борт судна, либо отводят в укрытие. Если это выполнить не представляется возможным, то их ставят на якорь или бакштов. Постановка на якорь осуществляется только в крайних случаях и при соответствии глубин длине якорных цепей.

Наиболее безопасной стоянкой баржи во время штормовой погоды является стоянка за кормой судна на бакштове. Баржи ставят на бакштов только после задраивания на них всех люков, дверей, иллюминаторов и снятия с них на борт судна людей.

В качестве бакштова используют судовые тросы большой прочности. При усилении ветра и волнения, когда дальнейшая стоянка на якоре для судна невозможна, оно снимается с якоря и малым ходом буксирует за собой баржи.

Внезапное наступление штормовой погоды заставляет иногда отводить самоходные баржи к берегу. В этом случае они следуют к берегу с максимальной скоростью. При подходе к берегу старшина баржи ориентирует ее так, чтобы диаметральная плоскость была перпендикулярна береговой полосе. Баржа на полном ходу выскакивает носовой частью на берег. Если позволяют глубины, то двигатель продолжает работать до того момента, пока подошедший трактор не начнет вытаскивать баржу на берег. Если нет тракторов или вытащить баржу на берег невозможно, ее носовую часть раскрепляют швартовными концами, крепя их за валуны, деревья, строения на берегу. По мере того как баржу будет забрасывать волной все дальше и дальше на берег, швартовные тросы следует подбирать втугую.

ПЕРЕГРУЗКА ГРУЗОВ НА РЕЙДАХ И В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Передача грузов на судах, ошвартованных друг к другу. Она может осуществляться при стоянке на якоре, в дрейфе и на ходу. При этом для передачи грузов используют судовые стрелы. При работе большого судна и меньшего, ошвартованного к его борту, используют грузовые стрелы большого судна, шкентели которых соединены способом «на телефон». При этом одну из стрел вываливают за борт так, чтобы она могла свободно поднимать или опускать груз на палубу или в трюм малого судна. Вторую стрелу устанавливают над трюмом большого судна.

Ноки работающих стрел соединяют одной прочной растительной оттяжкой, основанной как хват-тали. Вторые оттяжки на стрелах не ставят, чем достигается большая свобода работы с раскачивающимся на зыби подъемом груза. Однако при данном способе работы даже при относительно небольшом волнении, которое может быть незаметно на большом судне, меньшее судно будет испытывать качку: менять свое положение относительно большого судна, поднимаясь и опускаясь на зыби. При подъеме груза с меньшего судна оно, поднимаясь на волне, может догнать груз, поднятый над его палубой, и, ударив снизу, повредить его. Во избежание этого при подъеме груза с палубы меньшего судна, испытывающего качку, следует отрывать груз от палубы в момент наивысшего подъема меньшего судна на волне.

При опускании груза на палубу меньшего судна при наличии волнения возникает еще большая опасность, поскольку движение груза и судна будет встречным. При опускании груза на палубу меньшего судна следует приспустить его так, чтобы меньшее судно, поднимаясь на волне, не смогло его задеть, и, дождавшись момента, когда меньшее судно начнет проваливаться, травить грузовые шкентели, опуская груз вдогонку за его опускающейся палубой. Груз должен коснуться палубы незадолго до того, как меньшее судно дойдет до низшего положения и вновь начнет подниматься.

 

Нельзя, разумеется, считать, что большее из двух судов будет оставаться при волнении неподвижным. Оно также будет испытывать качку, хотя и не в такой степени, как меньшее, поэтому груз, поднятый на стреле, может раскачиваться. Это обстоятельство нужно учитывать, чтобы избежать повреждения раскачивающимся грузом надстроек, мачт, вентиляторов. Поэтому, подняв груз, следует второй шкентель держать почти втугую, что сдерживает раскачивание груза.

При перегрузке грузов с судна на судно, имеющих большие размеры, используют грузовые стрелы обоих судов. Здесь могут быть применены следующие варианты: передача груза при помощи двух, трех, четырех стрел.

 

Бесконтактные способы грузовых операций. Бесконтактным способом передачи груза с судна на судно называется способ перегрузки, при котором суда находятся на некотором безопасном расстоянии одно от другого. Такие способы применяют для передачи предметов снабжения, топлива, воды судам, находящимся длительное время в море, для приема рыбы с рыбодобывающих судов в условиях, когда из-за волнения и ветра суда не могут осуществлять грузовые операции ошвартованными друг к другу.

Бесконтактные способы передачи грузов можно разделить на два основных вида: траверзный и кильватерный. Траверзный способ применяется для передачи как твердых, так и жидких грузов, кильватерный — только для передачи жидких грузов.

 

Передачу твердых грузов траверзным способом выполняют следующим образом. На рисунке дана принципиальная схема леерного устройства для передачи твердых грузов траверзным способом. Между судами натянут грузовой леер 4, коренной конец которого крепится с помощью глаголь-гака 5 на принимающем судне; ходовой конец леера проходит через блоки 1 на барабан лебедки на передающем судне. По лееру с помощью оттяжек 3 передвигается канифас-блок 7 с подвешенным к нему контейнером 6 для груза. Суда при этом строго согласуют свои курсы и скорости и выдерживают их во время всего процесса передачи грузов.

 

На передающем судне груз из трюма поднимают грузовой стрелой 2 и помещают в контейнер, стоящий на палубе этого судна. После присоединения стропов контейнера к подвижному канифас-блоку лебедчик на передающем судне выбирает слабину грузового леера. После того как грузовой леер натянется и контейнер с грузом будет поднят над фальшбортом, по сигналу с передающего судна лебедчик на принимающем судне выбирает оттяжку 5, передвигая контейнер по лееру. Как только контейнер окажется над палубой принимающего судна, лебедчик передающего судна травит грузовой леер, опуская контейнер с грузом на палубу принимающего судна. Для того чтобы грузовой леер не лопнул при изменении расстояния между судами, лебедчик должен постоянно следить за его натяжением и, если необходимо, вовремя его потравить.

Одним из существенных недостатков указанного способа является то, что управление лебедками осуществляется вручную и в случае ошибки лебедчика может привести к обрыву грузового леера.

Имеется еще ряд устройств для траверзной передачи твердых грузов. В некоторых из них постоянное натяжение тросов осуществляется с помощью автоматических лебедок, в других — с помощью гидроцилиндров и полиспастов.

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ВО ЛЬДАХ

Грузовые операции при стоянке судна на якоре среди дрейфующего льда. Стоянка плавсредств у борта судна и движение их по рейду возможны при сплоченности льда не более 5—6 баллов. Становясь на якорь для производства грузовых операций в этих условиях, выбирают место за каким-либо прикрытием (стамухи, острова, отмели, выступающие мысы), защищающим судно и плавсредства от дрейфующего льда или хотя бы способствующим его разрежению.

Якорную цепь при этом вытравливают на длину, не превышающую двух глубин места стоянки, для того чтобы при внезапном нажиме тяжелого льда якорь мог поползти, а судно сдрейфовать, что предотвратит разрыв якорной цепи. Брашпиль и двигатели держат в готовности, чтобы немедленно сняться с якоря при ухудшении ледовой обстановки. Вахтенная служба ведет постоянное наблюдение за ледовой обстановкой, а также за плавсредствами, участвующими в грузовых операциях. Швартовные тросы, на которых плавсредства держатся у борта судна, крепят так, чтобы их можно было быстро отдать.

В случае возникновения угрозы навала тяжелого льда на плавсредства отдают швартовы, чтобы плавсредства вместе со льдом могли сдрейфовать за корму и затем снова могли быть подведены него борту.

Для обеспечения безопасности плавсредств вблизи судна должен находиться дежурный катер, ведущий самостоятельное наблюдение за окружающей обстановкой; в случае необходимости он отводит дрейфующие льдины, угрожающие плавсредствам.

Погрузка грузов на баржи производится судовыми средствами. Самоходные баржи следуют к берегу своим ходом, а несамоходные—на буксире за катером. Скорость буксировки зависит от ледовых условий рейда. Длину буксира выбирают минимальной, чтобы снизить вероятность попадания льдин между катером и баржей, однако с таким расчетом, чтобы при внезапной остановке катера идущее за ним буксируемое судно успело отвернуть в сторону. При сплоченности льда выше 3 баллов на буксируемом судне обязательно должен быть рулевой.

Иногда ледовые условия, глубины и другие гидрометеорологические факторы не позволяют судну проводить грузовые операции стоя на якоре, и оно вынуждено осуществлять их на ходу. При этом производительность грузовых операций очень низка и данный способ может быть применен только для доставки на берег небольшого количества груза или для высадки пассажиров.

Сущность способа заключается в следующем. Удерживаясь малым ходом вблизи места выгрузки, судно прикрывает своим бортом плавсредства ото льда. После того как плавсредства загружены, судно вместе с ними подходит по возможности ближе к месту выгрузки и отправляет их на берег, затем отходит от берега на безопасное расстояние и ложится в дрейф в ожидании возвращения плавсредств. Получив сигнал об окончании выгрузки плавсредств на берегу, оно приближается к месту встречи плавсредств, и цикл грузовых операций повторяется.

Грузовые операции у кромки берегового припая. Доставку грузов с судна в портпункты, где у береговой черты располагается припай, производят через лед. Судно в этом случае швартуется к кромке припая и выгружает груз на автомобили, сани и т. п., которые и доставляют груз к месту складирования на берегу.

Место стоянки судна выбирают так, чтобы лед был ровным, не имел острых выступов и подводных таранов и, как правило, с подветренной стороны ледяного поля, где маловероятен взлом льда и меньше всего держится дрейфующий лед. Также учитывается возможность доставки грузов по льду, т. е. его прочность, торосистость, заснеженность.

К кромке берегового припая судно швартуется лагом. Швартовные тросы крепят к ледяному полю с помощью ледовых якорей либо заводят дуплинем за торосы.

При низких отрицательных температурах воздуха судно легко вмерзает в лед. Руководителям необходимо четко контролировать распределение нагрузок на судне в процессе разгрузки, чтобы предотвратить внезапный крен. Это может привести к облому кромок припая у борта судна, появлению трещин, задержке грузовых работ или вызвать подвижку груза, его срыв с грузовых устройств и в конечном счете — возможные тяжелые травмы членов экипажа или докеров, находящихся вблизи. В случае тонкого непрочного припая работы на нем обычно начинают с сооружения у борта судна под грузоподъемными устройствами площадок, увеличивающих прочность ледяного покрова у борта судна.

Для транспортировки грузов по льду выбир


Вернуться в раздел Управление судном